Все об уплотнении песка: сущность и цели, проверка, расчет коэффициента, нормативные значения

При устройстве фундамента, отмостки, оснований для дорожек и дорог, тротуаров и прокладки коммуникаций используют различные комбинации грунта, песка, щебня, гравия и вторичного гравия. При этом смеси обязательно трамбуются и уплотняются, что подразумевает определенный коэффициент уплотнения, который надо знать для точного расчета материала.

Типичная подготовка основания под монолитный или блочный фундамент в разрезе

В среднем данные о коэффициентах уплотнения наиболее популярных материалов изложена в таблице 1.

Материал и его технические характеристики Коэффициент уплотнения
Щебень

фракция 40-70, марка 800

фракция 70-120, марка 800

все фракции, марка 300…600

В среднем 1,1

1,25…1,3

1,25…1,3

1,1…1,5

Шлак, в зависимости от плотности 1,3…1,5
Песок строительный 1,15
Грунт, в зависимости от типа 1,1…1,4
ПГС 1,2
Керамзит 1,15

Однако это общие, усредненные данные. Давайте подробно разберемся, откуда берется понятие коэффициента уплотнения и как его определять.

Используемые материалы

Для оснований разного типа может использовать как местный грунт, подвергнутый трамбовке, так и завозные материалы. Чаще всего трамбовке подвергают местные грунты полускального и песчаного типа. Уже суглинки, и тем более глинистые грунты необходимо убирать на глубину котлована и заменять подушкой из песка и гравия.

При этом слои основания обязательно подвергают трамбовке, эффективность которой зависит от следующих факторов:

  • материал слоя. Для щебня разных пород, гравия, гравийно-песчаной смеси (ПГС) и песка коэффициент уплотнения сильно отличается;
  • фракции материала. Чем крупнее фрагменты, тем сложнее их уплотнить;
  • способа трамбовки – ручная, механизированная – и прилагаемого усилия;
  • высоты и общего объема засыпаемого слоя;
  • наличие материала с зернистостью меньше, чем задано нижней границей данного класса (например, для щебня фракции 5…20 содержание камня размером до 3 мм включительно составляет около 5% – такое расхождение мало повлияет на степень уплотнения. Если процентная доля составляет ¼…1/4 объема – придется вносить поправки);
  • лещадности (для щебня). Этот параметр выражает отношение содержания кубовидных камней к плоским. Чем ниже лещадность, тем больше кубических элементов и тем плотнее можно утрамбовать щебень;
  • влажности слоя.

Нормы качества, фракции и другие параметры щебня регулируются ГОСТ 8267-93 для щебня и ГОСТ 8736-2014 для строительного песка.

Соответственно, степень уплотнения любого сыпучего материала, выражаемая безразмерным коэффициентом, зависит от типа материала и условий работы.

Необходимость уплотнения грунта

Качество уплотнения грунта оказывает прямое влияние на несущую способность материала, уровень его водонепроницаемости. Увеличение интенсивности воздействия на 1% вызывает усиление прочности сырья на 10-20%. Некачественное уплотнение может вызвать просадку грунта, что станет причиной дорогостоящего ремонта сооружения, увеличения расходов на его содержание.

Трамбовка грунтов бывает вибрационной и статической. В первом случае вибрация образуется благодаря движению эксцентрикового груза: частицы в результате ударов обретают максимально плотное состояние, воздействие проникает в толщу материала. Данный способ повсеместно распространен ввиду высокого качества результата. Статистическое уплотнение производится под собственным весом, здесь верхний слой препятствует трамбовке нижних, что не всегда уместно во время строительных работ. К данной процедуре привлекаются катки, функционирующие на пневматических шинах либо гладких вальцах.

Песок может достигнуть максимальной плотности либо в абсолютно водонасыщенном, либо в полностью сухом состоянии. Но этот материал проявляет высокие дренирующие свойства, благодаря которым достаточная утрамбовка может быть выполнена при любом проценте содержания влаги. Но здесь нужно учитывать, что примеси ухудшают способность к выводу воды, материал становится более пластичным, что сказывается и на способности к уплотнению.

Области применения трамбовки

Чаще всего методика используется в дорожных работах, при возведении фундаментов зданий, во время прокладки железных дорог, в ходе строительства портов и аэропортов.

Для оптимизации несущей способности автодорожного полотна и продления его эксплуатационного ресурса практикуется уплотнение всех прослоек, начиная с насыпи. Основание и подстилка отвечают за жесткость дорожного «пирога», поэтому их трамбовке уделяется особое внимание.

При строительстве железных дорог важно обеспечить полотну устойчивость к высоким нагрузкам, с этой целью обустраивается максимально плотная насыпь.

Качество фундамента определяет срок службы и устойчивость построек, добросовестность его исполнения особенно важна в зонах с непрочными грунтами. Песок в совокупности с другими сыпучими материалами здесь используется для создания дренажной подушки, к ее формированию в обязательном порядке привлекается уплотнительная спецтехника.

В отношении крупных инфраструктурных проектов, таких как порты и аэропорты, предъявляются повышенные требования к качеству используемых материалов. В подобных условиях трамбовка применяется не только в ходе возведения зданий и инфраструктурных объектов, но и при обустройстве взлетно-посадочных полос, причалов.

Проверка уплотнения и ее основная цель

Вычисление и учет интенсивности уплотнения оправданы не только в узких отраслях строительства, точные данные нужны во всех областях хозяйственной и коммерческой деятельности, связанных с применением песка. Коэффициент уплотнения значим в отношении всех сыпучих материалов, в частности, для грунта, песка, гравия.

Наиболее точный метод проверки уплотнения – весовой, но он не получил широкого распространения из-за отсутствия в общем доступе оборудования, способного измерить массу больших объемов сырья. Альтернативный вариант – объемный учет, но в этом случае появляется необходимость в вычислении уплотнения на всех стадиях использования песка: после добычи, при хранении, во время транспортировки, на объекте конечного потребителя.

Значение показателя коэффициента уплотнения

Потребность в определении точных показателей плотности песка появляется в ходе его транспортировки, заполнения емкостей и котлованов, трамбовки, расчета пропорций для замешивания строительных растворов. Коэффициент уплотнения – это базовый учитываемый показатель, он иллюстрирует:

  • уменьшение объемов материала по итогам транспортировки;
  • степень соответствия укладываемых прослоек отраслевым нормативам.

Рекомендуемые значения прописываются в проектной документации, они определяются видом выполняемых работ, типом возводимой постройки.

Коэффициент уплотнения песка выглядит как нормативное число, отражающее степень уменьшения общего объема материала в процессе транспортировки и укладки, сопровождающейся трамбовкой. Если использовать упрощенную формулу, его рассчитывают как отношение массы, характерной для конкретного объема (имеются в виду показатели по результатам снятия проб), к лабораторному эталонному параметру. Последний зависит от размера фракций и вида наполнителей, он находится в пределах 1,05-1,52. Применительно к строительному песку значение коэффициента составляет 1,15, он важен при составлении сметы материалов.

Строительный песок должен иметь значение коэффициента 1,15

Реальный объем привезенного песка находят посредством умножения показателя уплотнения в ходе транспортировки на полученные результаты обмера. Диапазон допустимых рамок обязательно прописывается в договоре, регламентирующем покупку материала.

Распространены обратные ситуации, когда для проверки поставщика планируемый объем доставленного песка делят на коэффициент уплотнения и сверяют с реальными показателями. В частности, 50 кубометров песка утрамбуются в кузове так, что по факту будет доставлено на объект 43,5 кубометров.

Нормативные значения

Коэффициент уплотнения песка представляет собой зависимость массы, характерной для определенного объема контрольного образца (иначе – плотности) к принятому эталонному стандарту.

Лабораторные исследования позволяют получить эталонные параметры плотности, эти характеристики закладываются в основу оценочных работ, цель которых – определение качества сданного заказа, его приверженности отраслевым требованиям. Нормативными документами, в которых прописаны общепринятые эталонные рамки, считаются:

  • ГОСТ 8736-93,
  • ГОСТ 25100-95,
  • ГОСТ 7394-85,
  • СНиП 2.05.02-85.

Дополнительные сведения и ограничения указываются в проектной документации. Как видно из данных таблицы, коэффициент уплотнения находится в рамках 0,95-0,98 от стандартного значения.

Нормативы для типичных видов работ

Сущность манипуляций Принятый коэффициент уплотнения
Восстановление дорожных траншей в зоне инженерных коммуникаций 0,98-1
Обратная засыпка траншеи 0,98
Заполнение пазух 0,98
Вторичное заполнение котлована 0,95

В качестве номинала используется твердая структура, обладающая известными значениями влажности и рыхлости. Объемный вес определяется как взаимозависимость массы содержащихся в песке твердых частиц и потенциальной массы смеси, в которой вода могла бы занять весь объем грунта.

Для вычисления плотности речного, карьерного, строительного сырья берутся пробы вещества и направляют на лабораторные исследования. Во время изысканий песок подвергают уплотнению водой до тех пор, пока он не достигнет указанной в нормативах степени влажности.

Факторы, влияющие на уровень уплотнения

Песок не всегда целенаправленно подвергается трамбовке, часто она происходит в процессе транспортировки. Принимая во внимание переменные показатели, становится сложным расчет количества материала на выходе, так как приходится опираться на все манипуляции и воздействия, которым подвергалось сырье.

Коэффициент уплотнения зависит от следующих факторов:

  • длительность маршрута перемещения;
  • способ транспортировки (количество физических соприкосновений с неровными поверхностями, чем их больше, тем сильнее трамбуется материал);
  • объем примесей – посторонние компоненты могут уменьшить или увеличить вес партии, плотность чистого песка наиболее близка к эталонным показателям;
  • объем впитавшейся влаги.

Песок проверяют сразу после поступления. Если партия весит менее 350 тонн, достаточно 10 проб, 350-700 тонн – делают до 15 заборов, от 700 тонн – изымают 20 проб. Их направляют в исследовательские лаборатории: эта мера позволяет осуществлять контроль соответствия качества сырья по нормативным документам.

Коэффициент относительного уплотнения

Это отношение плотности частиц после хранения или добычи к плотности, характерной для сырья, которое было привезено к конечному потребителю. Зная норму, указанную производителем, можно вычислить конечный коэффициент без организации дополнительных исследований.

На момент добычи

Плотность сырья здесь зависит от глубины разрабатываемых залежей, типа котлована, климатической зоны. Указанные в таблице основания позволяют рассчитать конечные параметры материала с учетом сопутствующего воздействия на грунт.

Коэффициент относительного уплотнения на момент добычи

В процессе трамбовки и вторичной засыпки

Обратной (или вторичной) засыпкой называют процедуру заполнения уже вырытого котлована после того, как будут окончены работы или завершено строительство. Как правило, для заполнения котлована используют грунт, также оптимальными для этой цели характеристиками обладает кварцевый песок. Сопутствующее действие – трамбовка, необходимая для усиления прочности покрытия. К уплотнению засыпанного сырья привлекают виброплиты и виброштампы, отличающиеся по производительности и весу.

Коэффициент относительного уплотнения в процессе трамбовки и вторичной засыпки

Таблица выше иллюстрирует пропорциональную зависимость уплотнения от метода трамбовки. Все виды механического воздействия оказывают влияние преимущественно на верхние слои. При извлечении песка структура карьера становится более рыхлой, поэтому плотность сырья может уменьшиться, для отслеживания изменений регулярно организуются лабораторные проверки.

В ходе транспортировки

Перемещение сыпучих материалов сопряжено с рядом сложностей, так как в процессе перевозки больших партий изменяется плотность ресурсов. Как правило, доставку осуществляют автомобильным или железнодорожным транспортом, она сопровождается интенсивным встряхиванием груза (перевозка на судах, в свою очередь, оказывает щадящее воздействие). В подобных условиях на плотность также повлияют атмосферные осадки, перепады температур, возрастание давления на нижние слои.

В лабораторных условиях

Для исследования используют 30 г сырья из аналитического запаса, его просеивают и тщательно высушивают, чтобы получить постоянное значение веса. Приведенный к комнатной температуре материал перемешивают и делят на 2 части.

Образцы взвешивают, соединяют с дистиллированной водой, кипятят для удаления воздуха и остужают. Все операции сопровождаются замерами, на основе полученных данных рассчитывают относительный коэффициент уплотнения.

Вне зависимости от условий изменения характеристик сырья при производстве испытаний учитывают ряд обстоятельств:

  • изначальные свойства песка – величина фракций, прочность на сжатие, слеживаемость;
  • насыпной вес – плотность, характерная для естественной среды происхождения;
  • погодные условия, сопровождающие перевозку;
  • максимально возможная плотность, выявляемая в лабораторных условиях;
  • тип используемого транспорта – автомобильный, железнодорожный, морской, речной.

Все данные, связанные с коэффициентом относительного уплотнения, прописываются в проектной, технической документации. Данная методика сравнения качеств материала подразумевает использование регулярных поставок: сведения будут корректны лишь при заказе песка у одного производителя, здесь не допустимы изменения в переменных. Важно, чтобы транспортировка осуществлялась одинаковым способом, были сохранены технические характеристики карьера, практиковалась хотя бы примерно схожая длительность хранения сырья на складе.

ТЕХНОЛОГИЯ УПЛОТНЕНИЯ ГРУНТА ПРИ ОБРАТНОЙ ЗАСЫПКЕ КОТЛОВАНОВ, ТРАНШЕЙ, ПАЗУХ. ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (извлечение из ТР 73-98)

Аннотация:

Дата введения 1999-01-01
Разработаны НИИМосстроем
Внесены Управлением развития Генплана

Утверждены Первым заместителем руководителя Комплекса перспективного развития города В.Е.Басиным 24 сентября 1998 года
Технические рекомендации распространяются на работы по уплотнению грунта при обратной засыпке котлованов, траншей, пазух после прокладки подземных инженерных сетей, устройства фундаментов возводимых зданий, работы по уплотнению грунта после восстановительного ремонта подземных инженерных сетей в зоне проезжей части дороги.
В рекомендациях представлены технология засыпки и уплотнения грунта, требования к плотности грунта, приведены оптимальные и допустимые отклонения влажности грунтов, применяемые машины и механизмы для производства работ, схемы организации работ и их последовательность, требования и контроль качества уплотнения в процессе производства и после окончания работ, требования техники безопасности и охраны окружающей среды.
Для определения качества уплотнения грунта в приложениях ТР представлены методики определения коэффициента уплотнения:

— метод зондирования с помощью удлиненного ударника (метод стандартного уплотнения СоюзДорНИИ);

— метод режущих колец;

— с помощью универсального динамического плотномера ДПУ «Кондор» при строительстве автомобильных дорог, аэродромов и других инженерных сооружений.

Обратная засыпка траншей

Устройство обратной засыпки

По своему принципу засыпка траншеи практически ничем не отличается от засыпки пазух котлована. Следует особое внимание уделять местам проложения коммуникаций. Их сначала нужно присыпать слоем грунта в двадцать сантиметров и утрамбовать вручную, любым удобным способом. Затем производить обратную засыпку фундамента описанным выше способом.

При обратной засыпке ленточного фундамента, то есть траншеи следует выполнять следующие условия:

  • Обратная засыпка должна производиться только после окончания работ, которые были указаны выше;
  • Обратную засыпку фундамента следует осуществлять с двух его сторон, чтобы обеспечить равномерную нагрузку;
  • Обратная засыпка должна производиться сразу на всём участке фундамента, то есть по всей длине. Если не выполнить этого условия, то может случиться так, что в каком-то месте боковое давление от обратной засыпки окажется намного больше такого давления на другом участке. Это приведёт к возникновению в фундаменте напряжения кручения.

Если фундамент не набрал достаточной прочности, то образуется трещина. В последствии, в эту трещину начнёт просачиваться влага, и фундамент станет промерзать, при этом будет происходить его разрушение. Такой фундамент не прослужит и семи лет.

При производстве обратной засыпки котлована есть и некоторые требования:

  • Обратная засыпка фундаментов не должна явиться следствием повреждения каких-либо дренажных систем;
  • Обратная засыпка не должна быть преградой для поступления воды в дренажные системы;
  • Засыпка траншей не должна препятствовать нормальной эксплуатации орошаемого грунта;
  • Засыпка не должна производиться крупными кусками земли, а особенно если эта земля мёрзлая или пересохшая.

Гидроизоляция фундамента

Строительная площадка

Гидроизоляция – это комплекс мер, предупреждающих попадания влаги внутрь помещения.

Очень часто встречается такая ситуация, когда в новых домах не используется цокольный этаж или подвальное помещение. Это связано с тем, что они заполнены водой, так как при строительстве были не соблюдены некоторые гидрологические особенности местности. В таком случае прибегают к процедуре гидроизоляции.

Однако не следует думать, что гидроизоляцию следует проводить только тогда, когда вода начала просачиваться в подвал. Это процедура является необходимой, причём как в промышленном строительстве многоэтажных домов, так и в частном строительстве.

Гидроизоляция фундамента может производиться как с внешней стороны, так и с внутренней. Следует отметить, что гидроизоляция обратная засыпка внутри фундамента это необходимые работы и не являются взаимозаменяемыми.

Гидроизоляция может быть нескольких видов:

  • Обмазочная;
  • Оклеечная;
  • Проникающая;
  • Монтируемая.

Такая классификация подходит, если речь идёт о способе действия и нанесения гидроизоляция, если же рассматривать по месту устройства, то гидроизоляция фундамента может быть:

  • Внутренняя гидроизоляция;
  • Внешняя гидроизоляция.

И внешняя и внутренняя гидроизоляция может выполняться всеми перечисленными выше видами.

Обмазочная гидроизоляция

Из определения гидроизоляции следует, что проводиться она должна любыми водонепроницаемыми средствами и материалами. При проведении обмазочной гидроизоляции использую битум или битумосодержащие вещества и материалы.

Строим дом при помощи профессионалов

Основное их преимущество перед другими гидроизоляционными материалами, так это то, что они достаточно дешёвые и очень простые в применении. Основным недостатком битума, а, следовательно, и всех бутумосодержащих материалов является их недолговечность.

Связано это с тем, что уже при нулевой температуре битум теряет своё главное свойство – эластичность, как следствие он покрывается трещинами и осыпается. Служит битум порядка пяти-семи лет.

На сегодняшний день широко в применение вошли различные обмазочные вещества, такие как синтетические смолы. Также очень широко используются мастики из битума и резины, битумно-полимерная мастика. Основой для таких материалов является органический растворитель.

Можно к обмазочной гидроизоляции отнести и цементно-полимерные мастики. Такие материалы в основном содержат цемент и наполнитель, который представлен различными минералами. Такие материалы очень хорошо держатся на стене и в меньшей мере подвержены морозам благодаря содержанию именно цемента.

Вхождение в их состав различных пластификаторов даёт им способность к эластичности, что даёт возможность применять обмазочные материалы такого характера в различных неблагоприятных условиях, таких, как условия постоянной вибрации и деформации.

Чтобы произвести гидроизоляцию фундамента обмазочными составами нужно сначала подготовить поверхность. Для этого необходимо с неё убрать весь мусор и хорошо протереть от пыли и влаги. Если фундамент был покрашен, то очень тщательно нужно удалить всю краску.

Затем кисточкой наносим гидроизолирующий состав на поверхность фундамента. Как правило, толщина гидроизолирующего слоя лежит в пределах от 1 до 3 миллиметров.

Следует отметить, что такого рода гидроизоляция применяется в большинстве своём снаружи. Она предназначена для защиты внутреннего пространства от попадания туда капиллярной влаги из почвы.

Оклеечная гидроизоляция

Выполняется такая гидроизоляция, как правило, рулонными гидроизолирующими материалами, которые сначала нужно наклеить на фундамент, а потом для увеличения толщины слоя, друг на друга. Наклеивание осуществляется с помощью водостойкой мастики любого типа. К таким материалам можно отнести:

  • Рубероид;
  • Пергамин;
  • Толь;
  • Изопласт;
  • Изоэласт;
  • Техноэласт и другие.

В современных оклеечных гидроизоляционных материалах, то есть в последних трёх вышеизложенных, за основу взяты материалы, которые относятся к классу синтетических:

Капитальное строительство

  • Стеклохолст;
  • Стеклоткань;
  • Полиэстр.

Перед началом гидроизоляции любым из оклеечных материалов нужно тщательно подготовить поверхность. Подготовка заключается в её очистке и сушке – нужна идеально чистая и сухая основа. После очистки поверхность следует загрунтовать битумной эмульсией. Следует отметить, что перед грунтовкой стен нужно проверить их на ровность — даже маленькие неровности, которые больше 3 миллиметров, недопустимы.

Такая гидроизоляция подходит как для наружного применения, так и для внутреннего. Разница только в том, что при наружном применении следует принимать меры к возможным механическим повреждениям гидроизолирующего слоя.

Гидроизоляция с проникающим действием

Такая гидроизоляция изготавливается из цемента, который взят за основу. К нему добавляют различные химические активные добавки. Третьим компонентом, который необходим для изготовления гидроизоляции проникающего действия, это специальный измельчённый песок.

Как правило, такого типа гидроизоляция применяется снаружи, так как основной её целью является уменьшения проникновения капиллярной влаги из грунта.

Принцип действия такой. Попадая на фундамент, капиллярная влага взаимодействует с активными добавками. Вместе с ними она попадает в подоснову бетона. Там влага начинает взаимодействовать с составляющими компонентами бетона, при этом образуются кристаллы, которые напоминают нити. Они закупоривают поры в бетоне, что снижает проводимость бетоном влаги до ноля.

Для нормального функционирования слой такого гидроизоляционного материала должен быть от 1 до 3 миллиметров.

Несмотря на то, что это практически наружный материал, однако можно применять его и изнутри. Принцип нанесения и действия ничем при этом отличаться не будет.

Монтируемая гидроизоляция

Такой гидроизоляцией принято называть любой защитный экран из любого материала. Как правило, в качестве такого материала выступает глина. Её наносят на фундамент слоем до 50 сантиметров.

На сегодняшний день большую популярность получила, так называемая бентонитовая глина. Уже при толщине слоя в 1-3 сантиметра, она спообна защитить фундамент от промокания.

Для устройства такой гидроизоляции следует очистить поверхность и выровнять её. Дальше сначала кладём слой картона, потом слой бентонитовой глины. Наверх слоя укладываем ещё слой картона. В последствие картон под воздействием грунтовой влажности разлагается, и поверхность фундамента оказывается окружённой слоем такой глины, при этом, не касаясь её.

Общие моменты при устройстве гидроизоляции

Строительство в зимний период

Для каменных и кирпичных фундаментов гидроизоляционный слой следует класть на высоту примерно в 15-30 сантиметров выше, чем уровень грунта. Однако если пол уложен на балки, то гидроизолирующий слой должен заканчиваться, не доходя до них снизу, 5-15 сантиметров.

Если дом оборудован подвалом, то гидроизоляция устраивается в два уровня:

  • Первый уровень находится в фундаменте, как уже было сказано ниже пола, подвала сантиметров на 15;
  • Второй уровень находится в цоколе, примерно сантиметров на 25 выше, чем уровень расположения отмостки.

В случае, когда уровень грунтовых вод ниже пола в подвале, то снаружи стены обычно промазывают битумом. Для этого его греют на огне и наносят на стену в два слоя, как краску. На пол нужно уложить слой глины примерно в 25 сантиметров.

На глину укладывают бетон, который по толщине должен равняться не меньше пятой части толщины слоя глины, то есть в нашем случае слой бетона должен быть минимум пять сантиметров. Такому полу нужно дать высохнуть, что достигается на вторую неделю.

После того, как пол высох его нужно натереть мастикой, а наверх уложить рубероид в два слоя. После того, как рубероид уложен, его следует залить слоем бетона, который по толщине должен быть таким же, как предыдущий слой. Для большей надёжности верхний слой бетона нужно покрыть цементом, то есть взять пригоршню цемента и разбросать его на мокрый раствор. Слой чистого цемента должен быть примерно в 1-2 миллиметра. После этого его разравнивают и сглаживают.

В случае, когда уровень грунтовых вод находится выше пола, то нужно, чтобы был гидроизолирован не только пол, но и стены. При этом такие слои гидроизоляции следует связать между собой. Для этого по всему периметру делают эластичный замок, который устраивается из пакли. Пакля должна смачиваться в битумной мастике, которую, предварительно расплавляют.

Как правило, гидроизоляция фундамента с наружной стороны устраивается на полметра выше уровня протекания грунтовых вод.

Для того, чтобы защитить стены фундамента от атмосферных осадков, то есть от дождя, от таяния снега, устраивается отмостка, ширина которой должна быть больше 70 сантиметров. Отмостка должна иметь уклон, который направлен от дома. Под отмосткой должен лежать слой уплотнённого грунта или щебня. Саму отмостку следует покрыть слоем цементного раствора или асфальтом.

Против капиллярной влаги в том месте, где бетон соприкасается с кирпичом, прокладывается гидроизоляционный рулонный слой. Его следует устраивать по всему периметру.

Что такое коэффициент уплотнения транспортировки

Под этим названием понимают отношение объема материала в момент загрузки транспортного средства к объему в момент доставки.

С учетом того, что при транспортировке сыпучий материал неизбежно уплотняется – роль трамбовки выполняет дорожная тряска – минимально допустимым коэффициентом при приемке доставленного на объект щебня, песка или песчано-гравийной смеси считается 1,1. То есть данные об объеме кузова (вагона, иной транспортной емкости), умноженные на коэффициент 1,1 должны совпадать с заказанным объемом или немного его превышать. Если полученная цифра меньше требуемой на 2…5% и более, необходимо решать вопрос с недопоставкой материала.

Пример.

Важно: данные об уплотнении материала в процессе транспортировки могут быть указаны, но не являются обязательными для указания в сопроводительных документах груза! Чтобы не было недоразумений, потребуйте от поставщика включить данные в договор купли-продажи и перевозки.

Как рассчитывается коэффициент уплотнения

Для этого необходимы лабораторные или, для частного домостроения, домашние испытания.

Образец материала уплотняется до той степени, которая будет организовываться на строительной площадке, после чего замеры утрамбованного образца сравниваются с замерами до уплотнения.

Общие принципы проведения испытаний, используемое оборудование и методы описаны в ГОСТ 22733-2016 и ГОСТ 8269.0-97.

Для более полного понимания процесса проверки степени уплотнения насыпных материалов рекомендуем посмотреть видео.

Также можно использовать более точные измерители плотности грунта.

Коэффициент уплотнения щебня

Согласно СНиП 3.06.03-85, нормальными коэффициентами уплотнения щебня считаются:

При этом точные данные получить невозможно, даже поставщик дает информацию о степени уплотнения с определенным допуском.

Если достоверной информации нет, но при этом необходимо обеспечить повышенную плотность трамбовки, СНиП рекомендует использовать расклинцовку (то есть вклинивание более мелкого камня):

При этом расход более мелкого камня должен соответствовать данным приведенной ниже таблицы.

Для облегчения расклинивания и лучшего уплотнения смесь проливают в процессе трамбовки водой, с расходом 15…25 /м.кв. Если используют шлак, количество воды увеличивается до 25…35 л/м.кв. на первичном этапе и 10…12 л/м.кв. на этапе расклинцовки.

Коэффициент уплотнения песка

Здесь также можно ориентироваться на данные поставщика, но проверять реальные данные лучше по результатам испытаний.

В среднем насыпная плотность песка указана в таблице.

Исходя из нормативных данных, средний коэффициент уплотнения строительного песка принят 1,15.

Следует помнить, что для некоторых видов работ тщательное уплотнение песка может быть не нужно, и соответственно коэффициент может быть меньше единицы.

Коэффициент уплотнения грунта

Этот параметр очень сильно зависит от вида грунта. Номинальные значения указаны в таблице.

Уточнить данные можно с помощью проведения испытаний, но при этом следует учитывать разницу влажности в момент отбора образцов и в момент выполнения трамбовки.

Коэффициент уплотнения ПГС

Песчано-гравийной смесью (ПГС) называют природную или обогащенную (ОПГС) смесь песка и гравия. Состав природной смеси нормирует ГОСТ 23735-2014, согласно данным ГОСТа, содержание зерен гравия с фракцией около 5 мм должно быть в пределах 10…90%.

Данный материал редко используется для отсыпки песчано-гравийной подушки под фундамент, чаще применяется для изготовления средних и тяжелых бетонов. Соответственно, зернистость и процентный состав смеси сильно влияют на коэффициент уплотнения бетона.

Обязательно учитывается группа ПГС согласно таблице.

Нормативные и полученные экспериментальным путем данные о том, насколько уплотняется конкретный материал при определенных условиях воздействия – не единственное, что надо знать строителю для точного расчета объема закупок и трат на подготовку основания. Также важно понимать, что коэффициент уплотнения песка при трамбовке зависит от толщины слоя, способа трамбовки и количества проходов.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *