Распил кирпича

Характеристики старинной кирпичной кладки

Для того чтобы определить, к какому времени относится старая кирпичная кладка, нужно знать «кирпичную историю”.

Схема армирования кирпичной кладки.

История кладки

Кирпичная кладка была известна еще в Египте и Месопотамии. Кирпичи тогда делали из речной глины, грязи и смолы и высушивали на солнце. Обжигать в печи их стали позже. Египтяне носили кирпичи на коромысле, а то, насколько ровная была кладка, определяли треугольником.

В древней Мексике и Америке самым распространенным строительным материалом был саман. В его составе историки нашли пористую известковую глину, кварц и смолу. Мексиканские пирамиды тоже были построены древними ацтеками из самана и до сих пор не разрушились.

В отличие от современных кирпичей, саманные кирпичи были плоскими и квадратными, а прямоугольного вида сырцовые кирпичи археологи впервые нашли в кладках храмов этрусков в Древнем Риме.

Схема четырехрядной кладки в 2 кирпича.

На Руси стали строить из кирпича храмы, крепости и терема примерно c 4 века нашей эры.

В 11-12 веках использовали плинфы – тяжелые тонкие плиты, в 15 веке уже появляется кирпич в виде бруска, названный «аристотелев”, по имени итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти, построившего Кремль. Старинные кладки Собора Василия Блаженного, Казанского и Новгородского кремля также сооружены из «аристотелева” кирпича.

При Петре I появились первые кирпичные заводы, а в 19 веке – первая печь для обжига кирпичей.

Особенности резки кирпича на плитку

Идея сэкономить, а не покупать кирпич ручной формовки или дорогую плитку, нарезанную из настоящего старинного кирпича, приходит в голову многим. На первый взгляд кажется: чего проще – покупаем обычный полнотелый кирпич и режем его на 3-5 частей. Плитка готова, остаётся только приклеить её на стены. Но есть ряд нюансов, о которых надо знать заранее.

Rolf Участник FORUMHOUSE

Я планирую декорировать стены дома изнутри под кирпичную кладку. Чтобы уменьшить затраты, думаю купить обычный красный кирпич и порезать его на плитки, а потом приклеить их. Мне кажется, что это намного выгоднее и проще, чем возиться с декоративной штукатуркой, имитирующей кирпичную кладку. Но прежде чем начать, решил спросить у пользователей нашего портала, может кто-то уже делал так. Как лучше резать кирпич? Какой лучше купить и на что обратить внимание?

Прежде, чем ответить на эти вопросы, покажем, что в итоге хочет получить Rolf.

Как видно на картинке, швы между плиткой неглубокие. Кирпич красится в белый цвет, чтобы придать помещению больший объём и сделать его светлее.

Также пользователь подсчитал рентабельность напиливания плитки из обычного кирпича и вот, что в итоге у него получилось (цены указаны за 2011 год).

1. Стоимость одной плитки под старинный кирпич – от 50 руб.

2. Цена одного красного полнотелого кирпича – 13 руб.

По расчетам Rolf, из одного кирпича размером 25х12х6.5 см можно напилить пять плиток толщиной 24 мм, минус толщина отрезного круга. Толщина одной плитки получается около 2 см. Себестоимость 1 кв. м. плитки – около 230 руб. (с учетом стоимости расходных материалов). Стоимость работ по приклейке плитки, вместе с материалами – около 600 руб. за 1 кв. м. Итого: цена 1 кв. м. декорированной плиткой под кирпич стены – примерно 1000 руб.

Rolf

Мне кажется — это выгодно. Рассматривал вариант имитации кирпича по т.н. методу «графито». Цена выходит под 3000 руб. за 1 кв. м. Дорого.

Павел Ильин Участник FORUMHOUSE

Я тоже хочу порезать кирпич на плитку, только пилить думаю не на 5, а на 2 части. Тогда из одного кирпича получаем две плитки с нормальным «лицом».

Именно в качестве получаемой из кирпича плитки кроется рентабельность этой идеи. По словам участника портала с ником Бурят, распиливать кирпич надо на специальном камнерезном станке и обеспечивая подачу воды для минимизации пыли.

«Болгарка» не даст нужную точность. При распиле кирпича будут скалываться кромки, тем более, при попытке нарезать тонкую плитку.

Тонкая плитка может сломаться из-за вибрации станка или биения диска. Кроме этого, у плитки придется доводить до «ума» пласти, которые совершенно, из-за ровной поверхности после распила, не похожи на заводскую лицевую часть кирпича.

Если и пилить кирпич на плитки, то лучше распиливать его на две части. Но в этом случае толщина плитки получится около 6 см, что увеличит вес отделки и уменьшит, пусть и не на много, внутренний объем помещений. Vodopad Участник FORUMHOUSE

Даже если найти качественный кирпич, то если пилить его на 4-5 плиток, структура внутри сильно отличается от лицевой поверхности. Пласти придется дополнительно обрабатывать, старить поверхность, и одной покраской здесь не отделаешься. Если объёмы небольшие, то можно помучится с УШМ, а вот если надо отделать большую площадь, то резать кирпич нужно только на станке или циркулярке с подачей воды.

Нагляден пример пользователя портала Satanas. Он распилил силикатный кирпич на три части на циркулярной пиле, алмазным диском по линейке. Плитку приклеил на клей над окном, а над дверью в гараже.

По словам Satanas, проще было бы распилить торцовкой, но пила должна быть выдвижная. Павел Ник Участник FORUMHOUSE

Резать кирпич на плитку можно, и результат того стоит.

Традиционно при резке кирпича появляются вопрос, как сделать доборные элементы, как на фото ниже?

Можно ли сделать это при помощи УШМ? Несколько советов от JonifeR:

  • Пилить кирпич нужно сначала УШМ с большим диском, сделав пропилы с двух сторон кирпича.
  • Потом выбить середину и аккуратно доработать небольшой «болгаркой» внутренний угол.

JonifeR

Диски используем алмазные. Пропилить кирпич сразу на всю глубину не получится, т.к. редуктор инструмента упрётся в кирпич и не пропилит миллиметров 5. Пилить надо с водой, чтобы уменьшить образование пыли. Чтобы защитить электрику инструмента от воды, нужно сделать брызговик из куска резины. Брызговик приматываем изолентой так, чтобы он защитил вентиляционные отверстия, и вода не попадала на ручку с кнопкой пуска.

На фото ниже пример выпиливания углов в кирпиче на распиловочном станке.

Также при приклейке плитки под имитацию кладки нужно заранее прикинуть раскладку имитации и её сочетание с интерьером.

Даже старинный фактурный кирпич будет выглядеть нелепо на фоне стандартной магазинной мебели из ДСП и плохо проработанного дизайна интерьера. Т.е. сначала нужно сделать дизайн-проект, чтобы потом не было жалко впустую потраченных денег. Старинный кирпич отлично сочетается с состаренным фактурным металлом, медью и натуральной обожженной, покрашенной белой краской или оставленной, «как есть», древесиной. Ягель Участник FORUMHOUSE

У меня плитка напилена из кирпича, которому 100 лет. Мастер предложил приклеить плитку, а швы не затирать. Кому-то это нравится, а кому-то нет. Вот, что получилось у меня.

Плитка из кирпича.

Работа по декорированию стен плиткой в процессе.

Крупный план.

Финишный результат.

Признаки старинной укладки

Процесс изготовления кирпичной кладки во все времена означал уложение кирпичей в особом порядке с помощью строительного раствора, поэтому признаки старинной кирпичной кладки устанавливают:

  • по характеристике кирпичей;
  • по способу их уложения;
  • по особенностям состава и нанесения строительного раствора.

Характеристика кирпичей

Схемы устройства убежных и вертикальных штраб.

До 18 века кирпичи были неровные, с деформированными ребрами и гранями, так как производились вручную, но с появлением машинного производства в 40-х годах 19 века стали гладкими и ровными.

Со времен Петра Первого до начала 18 века размер кирпича составлял 14 см ширины, 28 см длины и 7 см толщины. потом, почти полтора столетия, наблюдается нестабильность размеров, и с 40-х годов 19 века размеры кирпичей приближаются к современным.

Начиная с 17 века, на кирпичи наносят клейма, которые чаще всего представляли собой 4-угольную рамку с указанием завода-изготовителя или его хозяина (хозяев). Поначалу на клеймах изображали животных (орлов, львов, единорогов), с конца 17 века на клейма стали наносить одну букву, а с середины 18 века – 2 или 3 буквы.

Ставили клейма сначала на тычке (то есть на торцевой, самой маленькой по площади стороне кирпича), а когда клейма стали большими (потому что на них приходилось помещать 2 или 3 буквы), их начали ставить на больших по площади частях кирпича.

Наиболее известные клейма 19 века – «КИТ” (заводы Китайцевых), «БАИ” (завод Байдуковой), «ФиШ” (Федотов и Шейдаков).

Способы уложения старинных кирпичей (техника старинной кладки или способы перевязки).

Чтобы разобрать способы перевязки, нужно знать, как называются грани кирпича. Наименьшая по площади грань кирпича называется тычок, наибольшая – постель, а средняя – ложок.

Для старорусской кладки (другие названия этой кладки «тычок-ложок” – польская, верстовая готическая) характерно чередование ложков и тычков в горизонтальных рядах. Этим способом были построены Голицынская больница и церковь Мученика Никиты на улице Старая Басманная в Москве.

Тычковая техника перевязки – это техника, при которой на поверхности кладки видны только тычки. В 17-18 веках тычковая техника применялась только в криволинейных сооружениях, а к 19 веку этой техникой уже строили целые здания (например, известные в Москве Провиантские склады).

Цепная техника старинной кладки – это чередование горизонтальных рядов ложков с рядами тычков, причем располагаются тычки друг под другом. Цепной перевязкой в 19 веке пользовались очень редко. В Москве ею построены здания Измайловского острова.

Крестовая техника похожа на цепную, но тычки располагаются не друг под другом, а под ложками.

Ложковой перевязкой выкладывались печные трубы, где все ряды (если посмотреть на готовую кладку) состоят из ложков.

Особенности состава раствора

Схема начальной кладки стен.

Для приготовления строительного раствора 18-го и первой половины 19 веков применяли жирную известь и горный (реже речной) крупный песок, добавляли толченую черепицу, белый камень или кирпич. Эти добавки нужны были для придания раствору определенной окраски, фактуры и для улучшения связующих свойств раствора.

С конца 19 века начинают применять цемент и более сложный (по прочностным характеристикам) строительный раствор.

Особенности нанесения

Старинная кирпичная кладка предполагала несколько способов нанесения строительного раствора (или обработки швов).

Затирка – самый древний способ обработки швов, использовался до начала 18 века, когда известью наполняли пространство между рядами кирпичей и затирали до гладкой поверхности так, что швы не были видны.

С середины 18 века стали применять прямую одностороннюю подрезку – способ, при котором кладка в отдельных местах имеет небольшие заглубления.

В провинциях иногда применяли смешанный способ, когда внутреннюю поверхность кладки обрабатывали затиркой, а внешнюю – подрезкой. Некоторые сооружения, обработанные смешанным способом, до сих пор существуют в Калуге.

Подскребка стала известна с середины 19 века. Это способ, когда наряду с обработанными швами встречаются необработанные.

Прорезка – очень редко встречающийся шов, в частности, его можно увидеть на старинных кладках московского Арбата и в городе Осташков.

В последнее время стало модным, чтобы кладка стены загородного дома или камина выглядела старой.

Как же самому состарить кирпич и сделать модную «старую” кладку?

Способы искусственного старения

Для того чтобы самостоятельно состарить кирпич, приготовьте:

  • долото и молоток;
  • крупнозернистую наждачную бумагу;
  • строительную кислоту;
  • парафин;
  • воск;
  • лампу паяльную;
  • губку;
  • мох;
  • акриловые краски.

Последовательность работ.

  1. ​Потрите крупнозернистой наждачной бумагой часть стены, которую вы хотите состарить.
  2. Долотом и молотком отбейте край нескольких кирпичей.
  3. Паяльной лампой или акриловыми красками черного и коричневого цветов «обуглите” всю поверхность кирпичной кладки. При работе с паяльной лампой, пожалуйста, соблюдайте технику безопасности!
  4. В щели «старой” кладки набейте мох (да, да, самый обычный мох из ближайшей лесопосадки).
  5. Землей затрите швы.
  6. Чтобы защитить кладку от влаги и придать ей еще более старый и матовый вид, разогрейте воск, скипидар и парафин и этой смесью протрите поверхность стены.

Если вы не хотите «заморачиваться”, просто зайдите в строительный магазин и купите специальный состав для «кладки под старину”. В специализированных магазинах можно приобрести кирпичи, имитирующие старые камни. «Старые кирпичи” используют не только в целых кладках, но и в декоративных элементах.

Под декоративным камнем понимают материалы искусственного происхождения, повторяющие внешний вид и, отчасти, свойства натуральных камней: гранита, мрамора, туфа, песчаника и т. п. Современное развитие технологий, позволяет не только имитировать любой натуральный отделочный материал, но и обеспечить его хорошую обрабатываемость.

Для отделочника на объекте важно знать, как резать декоративный камень, как его сверлить, как из отдельных частей смонтировать цельный объект. Решение этих задач требует знакомства со свойствами таких материалов.

Физические свойства декоративного камня

В дизайне интерьеров применяют четыре вида искусственного камня:

  • на основе цемента;
  • из гипса, как основного компонента;
  • керамогранит;
  • акриловый камень.

Декоративный камень на цементной и гипсовой основах имеют незамысловатый процесс изготовления. Его не сложно организовать в условиях стройплощадки или небольшой кустарной мастерской. Сводится он к перемешиванию подготовленных компонентов, затворения смеси водой и заливке в формы с последующей сушкой. Вводя соответствующие красители, получают требуемые оттенки материала. Декоративный камень из цемента влагостоек, прочен и не боится влаги.

Продолжением перечисленных достоинств является относительный недостаток – удельный вес, близкий к соответствующему параметру натуральных отделочных материалов. Применяется для внешних работ: отделки стен дома камнем, укладки дорожек, в малых архитектурных формах и скульптурах. Декоративный камень из гипса имеет меньший по сравнению с цементным вес, легче монтируется на стены дома, но не обладает высокой прочностью и влагостойкостью. Применяется внутри помещений.

Керамогранит и акриловый камень – материалы, чьё производство возможно только в условиях крупного предприятия. Реализация соответствующих технологических процессов требует наличия сложного дорогостоящего оборудования, квалифицированного персонала, большого запаса исходных компонентов и, как следствие, хорошо отлаженной системы сбыта готовой продукции. Для потребителя здесь положительный момент в относительно гарантированном качестве продукции. Крупное производство вынуждено жёстко контролировать соответствие своих изделий ГОСТам и ТУ.

Керамогранит, хотя и не содержит в своём составе ни грана натурального гранита, обладает свойствами, с ним весьма схожими. Производится из гомогенизированной, т. е. однородной смеси, беложгущейся глины, шамота (каолинов), песка, плавней – полевых шпатов, пегматидов и воды. Материал формуется и приобретает требуемую форму путём полусухого прессования с последующим обжигом. Температура обжига 1200-1300°С. Применяется в основном там, где было бы уместно использование натурального камня.

Акриловый камень по внешнему виду более близок к мрамору, иногда, в соответствии с дизайнерским решением, к малахиту. В состав входят минеральные наполнители – перемолотые отходы производства мрамора или гранита, красители и акриловые смолы. После перемешивания компонентов, возможны два технологических приёма: экструзия или литьё. Первый способ – более производителен. Второй — исторически он был освоен раньше – более прост в составе оборудования и позволяет получать изделие практически любой формы, а не только погонаж.

Акриловый камень часто используют в кухонном оборудовании для столешниц – пример экструзии, и в ванных комнатах – для ванн – это уже литьё.

Инструменты для резки камня

По степени твёрдости декоративные камни можно разделить на две группы: более твёрдые – керамогранит и камень на основе цемента, и менее твёрдые – акриловый камень и камень из гипса. Для резки их в условиях отделочных работ на строительном объекте, применяются два вида инструментов.

Декоративный камень высокой твёрдости режут быстро вращающимся диском, устанавливаемым на углошлифовальную машинку, именуемую в просторечии «болгарка». Диски бывают двух типов: абразивные, усиленные внутри сеткой с мелкой ячейкой и металлические с алмазным напылением. Алмазные диски значительно превосходят абразивные по стойкости. Позволяют работать быстрее и дольше не менять диск. Стоят они существенно дороже.

Гипсовая и акриловая имитация декоративных камней заметно мягче. Поэтому их можно резать пилой с мелким зубом. Полотно пилы может быть установлено в ножовку по металлу. Более производительный инструмент — электрический лобзик. Пилочка в нём также обязательно должна иметь мелкий зуб, обеспечивающий за один проход снятие тонкого слоя материала. Небольшая толщина снимаемого слоя, уменьшает нагрузку на режущий инструмент, повышает чистоту среза и делает работу более производительной.

Резать эти камни можно и болгаркой, но гипс при этом сильно пылит. Кроме того, поскольку «камень» из гипса хрупок, его можно, подобно стеклу, ломать, проведя предварительно в нужном месте глубокую риску. В качестве инструмента в этом случае используют самодельные резаки с острым крюкообразным концом. Вопрос «Чем резать?» допускает несколько ответов. Ответ на него даёт отделочник на конкретном рабочем месте, исходя из сложившихся условий и личного опыта.

Технология и инструкция по резке камня

Поскольку декоративный камень может быть разрезан двумя видами инструмента, каждому из них будет соответствовать своя технология. Вместе с тем, начало и окончание процессов одинаковы, поэтому объединим их в одну инструкцию:

  1. Приступая к работе по разрезанию камня, следует убедиться в выполнении требований техники безопасности.
  2. Аккуратно разметить линию реза.
  3. Надёжно закрепить заготовку. Убедиться в том, что отрезаемая часть камня, отделившись от основного массива, не создаст угрозы работающему и окружающим.
  4. Разрезать заготовку согласно разметке.
  5. Если предстоит вырезать замкнутый контур при помощи лобзика, например, проём под мойку в кухонной столешнице, следует предварительно просверлить отверстие внутри контура, диаметром большим ширины пилочки.
  6. Раскрепить заготовку.
  7. Окончив работу, убрать рабочее место.

Полезные советы профессионалов

В резке декоративного камня существует свод неписанных правил хорошей и безопасной работы. Приведём некоторые из них:

  • работать следует в плотной одежде, предохраняющей от мелких частиц материала, вылетающих из-под инструмента, глаза должны быть защищены очками, длинный волос – спрятан под головной убор, на ногах – закрытая обувь;
  • резка камня – процесс пыльный, поэтому следует применять респиратор;
  • при разрезании плоских камней, удобнее пользоваться не болгаркой, а специальным станком для резки кафеля с алмазным диском;
  • пыление при резке, значительно уменьшает использование воды, которой смачивают обрабатываемый камень и режущий диск;
  • размечать траекторию реза следует тонкой линией, резать так, чтобы линия разметки оставалась на используемой части камня;
  • из болгарок трёх типоразмеров: малых, средних и больших, работнику, не имеющему достаточного опыта, предпочтительней выбрать малую. Такой легче и, соответственно, безопаснее работать;
  • работая болгаркой, рекомендуют держать инструмент таким образом, чтобы в случае разрушения режущего диска, обломки не стали причиной травмы;
  • при работе держать инструмент плотно, но не жёстко, как держат пойманную птичку: «чтобы не придушить, но и улететь не позволить».

Ход и порядок работы

Очередной важный момент и мой лично совет

НЕ ЗАМЕШИВАЙТЕ СРАЗУ МНОГО КЛЕЯ !!!

Не жадничайте. Если вы в первый раз делаете что-то подобное, то знайте, что клей имеет определенный «срок жизни» !!! Для начала разведите небольшое количество клея, выработайте его полностью и посмотрите, как у Вас получается. Опять же, если вы будете клеить одну на одну (без швов), то тут целесообразно разводить побольше клея, так как Вам не придется отвлекаться на расшивку швов, но не переусердствуйте. Об этом еще обязательно поговорим.

Я разводил по две пачки клея «Casavaga», каждая по два килограмма (гипсовый клей), но можно использовать любой другой плиточный клей или как я писал выше можно использовать «жидкие гвозди». С каким объемом клея будет удобно работать Вам, вы сможете выяснить для себя, только экспериментальным путем. Но все равно не гонитесь за объемом. Больше не значит лучше.

  • Углы отнимают много времени при работе с ними! Обязательно учтите этот факт при замесе клея !!!
  • Клей не должен быть жидким и чрезмерно густым. Оптимальная консистенция как у густой сметаны. Это очень важно !!! Читайте инструкцию к своему клею.

Еще один нюанс и он связан с уровнем. На поверхности, с которой собираетесь работать, с помощью уровня и маркера (карандаша) отметьте горизонтальную и вертикальные линии, только так, чтобы их четко было видно. А если у Вас есть лазерный уровень, то вообще круто. Включил его и все сразу видно. Рекомендую приобрести. Как вариант можно для наглядности натянуть и зафиксировать по концам тонкую «шнурку» (веревку).

Начиная клеить гипсовую плиту плитку под кирпич, а клеить ее лучше начать от угла, придерживайтесь сделанной горизонтальной и вертикальной разметок. Через несколько поклеенных рядов, сверьтесь опять с уровнем, если что-то не ровно, поправьте пока не поздно. В дальнейшем периодически сверяйтесь с уровнем.

Также возможно, что Вам будет легче и удобнее, если расчертить несколько горизонтальных линий и клеить плитку, придерживаясь их.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *