Нормы освещения улиц

Монтаж фонарного столба на фундамент

Тема сегодняшней статьи – опоры освещения и схема установки. Статья носит ознакомительный характер, так как подобными работами занимаются только подготовленные специалисты, используя необходимое профессиональное оборудование.

Такая задача непосильна для выполнения своими руками. Но подобная информация может пригодиться многим, кто любит знать обо всем, к тому же при установке опор освещения на вашем придомовом участке, вы для себя сможете оценить точность и правильность выполнения работ.

Содержание

Организация и порядок выполнения работ

Со стороны может показаться, что задача, в принципе, пустяковая – поднял краном столбы, поставил в скважины, забетонировал и готово. Но это только внешнее, обманчивое впечатление у нас – дилетантов.

На самом деле по этому вопросу разработаны СНиПы и технологические карты. По одной из них мы и отправимся сегодня в путешествие.

Область применения ТК

Устанавливаем опоры уличного освещения

Технологическая карта, которую мы будем разбирать, разработана под монтаж и демонтаж опор уличного освещения и прочих конструкций, имеющих аналогичное строение, при помощи крано-бурового агрегата «BOSHUNG DELPHI S-111», оборудованного мачтовым перестановочным устройством типа Р65/С.

Схема крано-буровой установки «BOSHUNG DELPHI S-111»

Справка! Подобные агрегаты устанавливаются на колесную платформу для самостоятельного передвижения. У нас в России распространены шасси на базе автомобиля «КАМАЗ».

  • Использование такой техники позволяет бурить скважины, устанавливать в них опоры, а также их извлекать при демонтаже.
  • В случаях, когда технологическая карта привязывается к условиям определенной строительной площадки, необходимо уточнить объем работ, выполнить калькуляцию затрат труда, технико-экономических показателей и график выполнения работ.
  • Карта предназначена для организации автоматизированного рабочего места для технологов, подрядчиков и заказчиков строительного производства.

Монтаж опор

Далее идет инструкция по порядку выполнения работ и требования к ним.

Бурение скважин под опоры

Прежде чем монтажники приступят к установке опор освещения, на строительной площадке должны быть выполнены следующие подготовительные мероприятия:

  • Согласно Правилам о договорах подряда на выполнение капитального строительства, должна быть получена вся рабочая документация в определенные сроки.
  • Далее согласуются графики поставки материалов, изделий и оборудования. При этом берется в расчет технологическая последовательность работ, которые будут выполняться на стройплощадке.
  • Согласно СНиП 3.01.01-85* и СНиП 12-03-2001 должны быть соблюдены все требования по противопожарной безопасности, охране окружающей среды и труда.
  • Далее разрабатывается проект и вся рабочая документация, с которой ознакамливаются бригадиры и инженерно-технические работники.

Если планируется, что работы будут выполняться на действующей проезжей части улицы или загородной магистрали, из-за чего может быть затруднено свободное движение транспортных средств, то в обязательном порядке разрабатывается проект по организации дорожного движения на время выполнения работ.

Установка опор освещения на автодорогах

Перед тем, как приступать к работам, выполняется геодезическая разбивка осей трассы, по которой пройдут линии освещения для надежного закрепления опор. По итогу составляется акт, к которому прилагается схема с расположением знаков разбивки, а также все необходимые данные по привязке к высотной и базисной линии опорной сети.

Место под каждую скважину проходит инструментальную проверку положения осей опор и поверхности земли, после чего можно приступать к бурению.

Происходит это в следующей последовательности:

  • Установка приводится в рабочее положение, с размещением бура над разметочным контрольным колышком;
  • Затем производится бурение с откидыванием грунта;
  • По достижении нужной глубины, бур извлекается из скважины;
  • Далее установка переводится в положение для транспортировки и перемещается к следующей точке.

Сам гружу, сам вожу, сам бурю, сам ставлю

После начинается этап установки опор в скважины. При этом руководствуются требованиями СНиПов 3.03.01 – 87 и 3.05.06 – 85.

Для этих целей используется тот же агрегат, что и для бурения скважин, который имеет максимальную грузоподъемность в 3 т. 400 кг. Высота подъема крюка должная составлять 6м 2 см. Вот схема, на которой показана зависимость грузоподъемности от вылета крана.

Схема грузоподъемности подъемной установки

Подъемный механизм Р65/С имеет две пары держателей опор для переноски столбов. Перед началом установки весь задействованный персонал должен быть ознакомлен с инструкцией по монтажу опор с применением этой установки. Все нужные данные имеются в руководстве укладчика столбов под Р65/С.

Процесс установки происходит следующим образом:

  • Установка подъезжает к намеченной скважине и занимает рабочее положение, выдвигая все четыре опоры;
  • Подбираются съемные грузозахватные приспособления;
  • Если требуется закрепить оттяжки, необходимо выполнить осмотр и строповку опоры;
  • После этого подается сигнал оператору, управляющему краном – визуально или по рации;
  • Оператор, манипулируя агрегатом, выполняет перемещение опоры, поднимая, опуская и совершая поворот стрелы при необходимости;
  • Затем делается расстроповка опор, оттяжки отцепляются.

Схема установки опоры освещения

Для того чтобы переместить опору, она стропится с помощью кольцевого стропа немного выше центра ее тяжести.

Монтажник, принимающий опору, должен находиться у скважины и направлять ее. К данной работе также предъявляются определенные требования, чтобы обеспечить оптимальный уровень безопасности.

Выполняется она в следующей последовательности:

  • Под руководством лица, который отвечает за безопасность на строительной площадке, в строго определенном месте устанавливается подъемник. В соответствии с технологической картой, по периметру вокруг него устанавливается разметка для обозначения зоны опасности.

Интересно знать! Если в опасную зону попадают дома с оконными проемами, то все они заколачиваются прочными щитами. Если работы производятся та территории автотрассы или городской проезжей части, на границах зоны опасности устанавливаются соответствующие дорожные знаки.

  • Далее монтажники делают подбор съемных грузозахватных приспособлений в соответствии с массой опоры и типом ее перемещения. Они проверяют исправность данных приспособлений — для этого осматриваются клейма или бирки, на которых проставлены номера и даты испытаний грузоподъемности. Затем монтажники сверяются с фактической массой груза, готовящегося к перемещению.

Опоры освещения: монтаж высокомачтовых осветительных комплексов

  • После всех подготовительных мероприятий, монтажник подает сигнал оператору, чтобы тот переместил стрелу крана для строповки.
  • Далее выполняется сама строповка.
  • Перед тем, как отдавать команду на перемещение, монтажник должен убедиться, что закрепление произведено надежно, на опоре отсутствуют незакрепленные детали, опора ни за что не сможет зацепиться при подъеме, и что вокруг отсутствуют посторонние люди.
  • Монтажник отдает команду поднять опору на 30 сантиметров над землей и снова убеждается в правильности строповки опоры. Важно, чтобы все ветви стропа имели одинаковое натяжение.
  • Далее он отходит от опоры на безопасное расстояние и сигнализирует оператору о перемещении опоры до места установки.
  • Монтажник должен принять опору в месте установки на высоте, не превышающей 1 метр от уровня грунта. Немного подталкивает ее для ориентации согласно схеме установки, и старший монтажник отдает команду опустить ее еще ниже до уровня в 40 – 50 сантиметров.
  • Убедившись, что ориентация выполнена правильно, отдается последняя команда на полное погружение опоры. При этом монтажник продолжает контролировать направление движения.

На фото — ориентирование опоры по скважине монтажниками

  • Перед тем как убрать стропы опора надежно закрепляется.
  • За счет чего обеспечивается надежность фиксации? Для этого требуется соблюсти установленную проектом глубину заделки, установить ригели, анкерные плиты и тщательно утрамбовать прилегающий грунт при его засыпке, послойно. После выполняется бетонирование.

Владельцы подъемной техники обязаны разработать надежные методы строповки грузов. Им должны быть обучены сотрудники, выполняющие монтаж.

Монтажникам и операторам выдается схема строповки, изображенная графически. Все работы производятся только в присутствии лица, ответственного за безопасность.

Схемы строповки опор: а) перемещение; б) установка

Что касается зоны опасности, то ее величина определяется согласно СНиП 12-03-2001 по следующей формуле: R = 0,5d + l + 3,5; где:

  • R – радиус опасной зоны;
  • d — Диаметр основания опоры;
  • 3,5 – расстояние в метрах, на которое может отлететь падающий груз, при высоте срыва до 10 метров.

Демонтаж опор освещения

Гидравлический домкрат для извлечения столбов из грунта

Конечно же, мы не можем обойти стороной процесс демонтажа осветительных опор. Данная операция производится при помощи гидравлического домкрата (корчевателя столбов) СР-89/2. На фото выше показан принцип захвата опоры и принцип установки устройства.

Для домкратов этого класса предъявляются следующие требования:

  • Грузоподъемность — 10 тонн;
  • Максимальное рабочее давление – 200 бар;
  • Рабочий ход – 60 сантиметров;
  • Высота вместе с опорой – 1 метр;
  • Масса самого домкрата – 100 кг;
  • Длина троса – 25-40 сантиметров.

Интересно знать! Трос под такие приспособления изготавливается из стали или полистирола. Стальной вариант делают кольцевым или крученным.

Извлечение опор происходит по следующей инструкции:

  • Корчеватель требуется установить вертикально относительно столба. При этом опорная площадка должна располагаться максимально близко к столбу и опираться на грунт без уклона – при необходимости предварительно его поверхность выравнивают. Сектора для переноса столбов располагаются как можно ближе к грунту, чтобы хода домкрата хватило на подъем, штанга корчевателя должна полностью погрузиться в гнездо опорной площадки.
  • С обратной стороны от столба устанавливается агрегат Р65/С и при помощи кольцевого стропа столб стропится по его центру тяжести.
  • Домкрат соединяется с выходами гидравлических инструментов установки Р65/С при помощи специальных гидравлических шлангов.
  • В основании опора обвязывается кольцом тросом, который крепится на секторах переноса.
  • Оператор агрегата выполняет подъем корчевателем, при этом синхронно с ним поднимается стрела крана, чтобы удерживать столб на поднятой высоте. При этом монтажники следят за тем, чтобы домкрат не отклонился от вертикальной оси.
  • Если у домкрата не хватило хода, чтобы полностью вытянуть столб из грунта, его трос отцепляется, он снова переводится в стартовое положение и процедура повторяется, и так до полной выемки опоры.

После того, как опора извлечена, монтажники отцепляют домкрат от столба, и кран переносит его на грунт или сразу грузит в автотранспорт.

Обязательные требования для проведения описанных работ

Как вы понимаете, персонал, осуществляющий все перечисленные манипуляции, должен быть подготовлен соответствующим образом. При этом ответственные лица должны обеспечить полное соблюдение норм и правил на строительной площадке. В этой главе мы перечислим основные требования, которые должны соблюдаться неукоснительно.

Требования по приемке выполненных работ

Последующие работы на столбах выполняются только после качественной приемки

Прежде чем допустить установленную опору к эксплуатации необходимо убедиться в том, что все работы выполнены качественно.

По этому вопросу разработан ряд технологических требований:

  • Все работы по устройству скважин, установке и извлечению опор под уличное освещение могут производиться только при наличии полного комплекта утвержденной документации.
  • Контроль над качеством проведения работ должен осуществляться только специализированными службами, входящими в состав строительных организаций.
  • Процесс производственного контроля состоит из нескольких частей: проверка документации (соответствие комплектности и достаточности технической информации); проверка самих опор под уличное освещение (проверка сертификатов соответствия, паспортов, а так же визуальный контроль опор на наличие дефектов); контроль рабочих процессов; приемка уже установленных опор.
  • Все результаты проверок заносятся в специальный журнал.
  • Что касается операционного контроля, то он состоит в том, чтобы окончательно убедиться в отсутствии дефектов, а также проверить правильность технологии монтажа. Результаты также заносятся в журнал, но уже производства работ.

По результатам проверки составляется акт по качеству выполненных работ.

Общие требования по безопасности и охране труда

Безопасность превыше всего

Те, кто служил в армии, наверняка помнят такую присказку, стандартную у всех замполитов, что устав написан кровью. Так вот, данная мудрость относится не только к армейскому уставу, но и к любой технике безопасности, где цена – это человеческая жизнь.

За годы, пока человек налаживал свою промышленность и осваивал все новые методы организации труда — от ручного, до современного, роботизированного, случалось всякое, поэтому следование простым и четким требованиям сохраняет здоровье трудящегося.

Далее будет перечислен список общих требований по безопасности при проведении работ при монтаже и демонтаже опор уличного освещения:

  • Чтобы обеспечить безопасный процесс эксплуатации задействованных при работах агрегатов, владельцы установки и руководители организаций, которые его эксплуатируют должны назначить следующих должностных лиц: инженерно-технический служащий для надзора за эксплуатацией установки; инженерно-технический служащий, контролирующий исправность агрегата; работник, отвечающий за безопасную работу с установкой и контролирующий стропальщиков.
  • К описанным работам не могут быть допущены лица моложе 18-ти лет. Те, кто допущен, проходят обучение, и далее — аттестацию у квалифицированной комиссии. Работники проходят медицинское обследование и получают удостоверение, подтверждающее их право на выполнение монтажных работ.
  • Все задействованные на объекте работники должны проходить инструктаж по безопасности труда и пожарной безопасности. Всего таких мероприятий насчитывается четыре: вводный; на рабочем месте, первичный; повторный; плановый.
  • К монтажным работам допускается только исправная установка, прошедшая испытания и зарегистрированная. Если на грузозахватных приспособлениях отсутствуют бирки, свидетельствующие о прохождении испытаний, то они удаляются со стройплощадки.
  • Если кто-то из работников не прошел по какой-либо причине инструктаж или не имеет соответствующей квалификации, то к работе установке они допущены быть не могут.

Техника безопасности во всем

  • Оператор установки должен понимать условную сигнализацию. При этом он должен знать массу поднимаемого груза, чтобы сопоставить ее с возможной грузоподъемностью агрегата.
  • Используемый агрегат должен оснащаться табличкой, в которой указываются грузоподъемность, регистрационный номер и дата следующего технического осмотра.
  • Чтобы избежать несчастный случаев, действия монтажников и оператора установки должны быть согласованны.
  • Прежде чем приступать к подъему груза, оператор должен убедиться в исправности агрегата и грузоподъемных захватов и стропов.
  • Нельзя превышать максимальную грузоподъемность установки.
  • В инструкции от производителя имеются данные о максимальной силе ветра, при которой разрешается выполнять работы. Также запрещено выполнять работы в сильный снегопад, туман, дождь и любой другой ситуации, когда оператор не в состоянии различить подаваемые ему сигналы от монтажников и разглядеть груз.

Работы выполняются в ясную, безветренную погоду

  • Следует принять меры по предотвращению опрокидывания установки или ее произвольного перемещения под действием ветра или если она располагается на уклоне.
  • Предварительно устанавливается порядок обмена сообщениями посредством сигнализации между монтажниками и оператором.

Эксплуатирующие установку организации совместно с ее владельцами обязаны:

  • Разработать технологические карты, проекты производства работ и проект организации дорожного движения (при необходимости).
  • Ознакомить с данными документами все лица, ответственные за безопасность проведения работ, под расписку.
  • Предоставить исправные грузозахватные приспособления, прошедшие необходимую проверку, которые будут соответствовать характеру и массе перемещаемого груза. Помимо этого каждому работнику выдаются отличительные знаки.
  • Вывесить на строительной площадке список, в котором будут указаны список грузов для перемещения и их масса. Операторы и монтажники получают копии данного списка на руки.
  • Обеспечить проверку подъемной установки на максимальную грузоподъемность в сроки, установленные руководством по эксплуатации.
  • Установить порядок пломбирования агрегата, а также сигнализации между оператором и монтажниками.

Также они обязаны убедиться в выполнении следующих правил:

Даже монтаж в чистом поле требует соблюдения безопасности

  • К месту работ по перемещению опор освещение не должны допускаться лица, не имеющие непосредственного отношения к работе.
  • Если во время работы возникла необходимость выполнить осмотр или ремонт конструкции подъемной установки, то перед этим обязательно глушится двигатель автомобиля.
  • Все работы на установке должны выполняться в соответствии с проектом выполнения работ, а именно: параметры агрегата по вылету, грузоподъемности и высоте; обеспечение безопасного расстояния от действующих воздушных сетей электропередачи, мест передвижения пешеходов и автотранспорта, строений и мест складирования стройматериалов; соблюсти установку и работу установки рядом с откосами выемок; составить перечень применяемых грузозахватных приспособлений и графическое изображение способа строповки.
  • Лица ответственные за безопасность работ агрегата, монтажники (электролинейщики) и операторы (машинисты) под расписку ознакамливаются с проектом проведения работ.

При погрузке и разгрузке запрещено нахождение людей в кузове

  • Запрещена выгрузка опор, а также их опускание в кузов автомашины, если в нем находятся люди.
  • Во время разгрузки/погрузки у подъемного механизма должны быть установлены все выносные опоры. Если агрегат располагается на мягкой почве, то необходимо под опоры уложить прочные подкладки большей площади.
  • Оператор обязан следить за тем, чтобы при разгрузке/погрузке автомашины не нарушалось ее равновесие.
  • Во время перемещения опор под ними не должно никого находиться. Возле поднятого груза может находиться монтажник, но только до тех пор, пока высота не превысит 1-го метра.
  • Строповка выполняется надежно согласно с утвержденными схемами строповки. Стробы выбираются, исходя из массы и габаритов груза, при этом нужно, чтобы угол между ними не был больше 90 градусов.
  • Если требуется опору переместить горизонтально, то предварительно она должная быть поднята на высоту 50 сантиметров от всех окружающих ее предметов, за которые она может зацепиться.
  • В пределах перемещения опоры не должны находиться люди.
  • Во время перерывов в работе, а также после ее окончания не допускается оставление груза в подвешенном состоянии.
  • В начале подъема груз поднимается на высоту в 20-30 сантиметров, чтобы иметь возможность убедиться в правильности строповки.
  • Если подъем осуществляется в непосредственной близи от зданий и прочих объектов, запрещается нахождение монтажников между ними и грузом.

Установка в работе

При работе подъемной установки запрещено:

  • Пребывание людей рядом с установкой;
  • Начинать перемещение опоры, ели неправильно рассчитан центр тяжести и она находится в неустойчивом положении;
  • Начинать подъем, если опора присыпана грунтом, заложена прочими грузами или примерзла к земле;
  • Протягивать опору по земле;
  • Пытаться оттягивать опоры в подвешенном состоянии – для ее разворота применяются оттяжки и крючья соответствующего размера;
  • Приступать к работе, если неисправны тормоза или приборы безопасности;
  • Запускать установку, если на ней находятся посторонние люди.

Согласитесь, перечень требований не маленький, и это при том, что мы не перечисляли требований по пожарной и экологической безопасности. Именно поэтому монтаж опоры освещения должен выполняться только работниками, прошедшими специальную подготовку.

Если вы желаете увидеть, как проходит данный процесс воочию, то можете просмотреть видео, которое мы для вас подобрали.

Особенности дорожных осветительных систем

Подсветка дорожного полотна любого населенного пункта – это одна из основных задач местных властей, так как некачественное освещение дорог является первостепенной причиной автомобильных аварий и гибели людей.

Важно понимать! Качественная подсветка проезжей части – это безопасность всех участников дорожного движения, как автомобилей, так и пешеходов.

Проблемы в данном секторе – некачественная организация осветительной системы или полное ее отсутствие в населенных пунктах приводит к опасным ситуациям не только на проезжей части, но и на тротуарах. Как правило, подобные случаи заканчиваются довольно часто трагически.


Поэтому к городскому уличному освещению определены жесткие стандарты и требования, прописанные в СанПин, СНиП. Требования ГОСТов должны соблюдаться непреклонно при проектировании осветительных систем автодорог в НП. СНиП определены жесточайшие требования, гарантирующие эффективное освещение дорог, тротуаров в городах, прочих НП.

Основные задачи освещения городских дорог, автомагистралей, проходящих через населенные пункты:

  • формирование безопасных условий для участников дорожного движения;
  • качественная подсветка автомагистралей в темное время суток;
  • осветительное оборудование, устанавливаемое вдоль дорог, должно отличаться достаточной степенью интенсивности светового потока, чтобы водители транспортных средств даже в темное время суток могли без труда рассмотреть не только движущийся на встречу автомобиль, но и пешеходов или велосипедистов на обочине.

Чтобы подсветка городских автодорог, автомагистралей, проходящих через НП, была эффективной, перед ее организацией осуществляются расчет необходимого оборудования, составляется смета.

Основные критерии, которые учитываются при проектировании наружного освещения:

  • ГОСТ для светотехнического оборудования. Все осветительные устройства, для которых в качестве источников света используются люминесцентные, галогенные, светодиодные лампы обязаны отвечать установленным стандартам;
  • Требования, нормы СНиП относительно интенсивности потока света;
  • Мощность люминесцентных, галогенных, светодиодных ламп, используемых на уличных осветительных фонарях.

Важно! При проектировании наружной системы освещения большее внимание уделяется не конструкции самих уличных фонарей, а используемым на них световым источникам. Они должны равномерно и качественно освещать определенную часть полотна автодороги, при этом, исключая ослепление участников дорожного движения.

Нормы для уличного освещения

Освещение в городе подразделяется на две важнейшие составляющие — свет в области автомобильных дорог и освещение зон для пешеходов. Согласно закону, нормативы для них разные, собраны в СНиП 23-05-95.

Освещение автодорог

Система подсветки автодорог наиболее важна, ведь без ее организации соблюдение безопасности дорожного движения невозможно. Факторы, которые влияют на освещенность:

  1. Интенсивность пользования дорогой. В течение часа по разным дорогам проезжает неодинаковое количество машин, в зависимости от чего пути передвижения транспорта поделены на четыре категории: трассы (автомагистрали) с движением от 3000 автомобилей/час, магистрали (1000 – 3000 машин), дороги (500 – 1000 машин), дороги с малым движением (меньше 500 машин).
  2. Разрешенная скорость пользования. Так, по поселку, иному населенному пункту разрешено двигаться медленнее, чем по магистрали. Для соблюдения дистанции между машинами скоростные трассы нужно освещать более интенсивно.
  3. Значимость улицы. Главные улицы в городах, центральные улицы в селе либо исторические площади всегда освещаются мощнее.

Исходя из ГОСТ и СНиПов, существуют строго установленные нормы освещенности, которые варьируют в пределах 4 – 20 Лк и более. Для улиц и дорог местного значения достаточно средней горизонтальной освещенности в 4 – 6 Лк, для магистральных улиц районного значения — 10 – 15 Лк, для улиц общего пользования общегородского значения — 15 – 20 Лк. При пересечении магистрали и небольшой дороги в зоне перекрестка свет должен быть таким же ярким, как на основной улице.

Стандартом устанавливается средняя яркость покрытия: интервал 0,2 – 1,6 Кд/кв. м. В черте города этот показатель не может быть меньше 1,6 Кд/кв. м, только на подъездах к аэропорту, иным портам — 0,8 Кд/кв. м.

Автомобили участвуют в поддержке хорошего уличного освещения. Чтобы свет фар не мешал другим водителям, последние отвечают за своевременное переключение положения фар (с ближнего света на дальний и наоборот). В ряде автомобилей даже применяется AFS — система адаптивного освещения, где компьютер сам несет ответственность за переключение света.

Нормы освещения пешеходных зон

Обустройство мест для передвижения пешеходов организуется по иному принципу. Обычно требования по подсветке территории взаимосвязаны с типом, размером населенного пункта, значением самой улицы.

Там, где переходные зоны соседствуют с центральными улицами и автодорогами, освещение монтируют на уровне 10 Лк. Для улиц, расположенных вдали от магистралей, допускается освещение 4 Лк, для местных улиц (например, в частном секторе) — 2 Лк.

Интенсивно должны освещаться посадочные площадки, где люди входят в общественный транспорт (10 Лк). Аналогичный уровень освещенности выполняется на детских площадках с оборудованием для подвижных игр. Самый яркий свет монтируют в пешеходных тоннелях (50 – 100 Лк).

Нормы освещения по прочим функциональным территориям и зонам отдыха:

  • стадионы — 6 – 10 Лк;
  • центральные входы общегородских парков — 6 Лк;
  • центральные аллеи парков — 4 Лк;
  • боковые аллеи парков — 2 Лк;
  • площадки на входе в кинотеатры, эстрадные зоны — 10 Лк;
  • выставки — 20 Лк.

Освещение улиц в сельской местности

Установка источников света в деревне, поселке или ином типе сельской местности регулируется действующим законодательством. В СНиП 23-05-95 есть особый раздел, рассматривающий этот вопрос. Обязанность следить за правильностью выполнения освещения лежит на органах местной власти, которые обеспечивают своевременность подачи электроэнергии в темный период суток.

По социальным нормам улицы на селе должны быть освещены на 80 %, то есть допустимо отсутствие освещения на ряде улиц, на которых проживает мало населения либо пользование ими неинтенсивное.

Относительно конкретных цифр, они касаются средней горизонтальной освещенности и измеряются в люксах (Лк):

  • основная улица, площадки торговых центров — 4 Лк;
  • второстепенные улицы, переулки, поселковые дороги — 2 Лк.

В пределах 2 Лк должен быть уровень подсветки на главных улицах дачных товариществ и кооперативов.

Принципы построения уличного освещения

Система света проектируется еще на этапе закладки новых городских улиц — учитываются все параметры, осуществляется подбор осветительных приборов, высчитывается расстояние между столбами и т. д. При расчетах обязательно обращают внимание на зернистость дорожного покрытия и степень отражения света, уровень запыленности дороги, цвет окружающих зданий и сооружений, ширину дороги и другие факторы. Параллельно учитывается возможность развития и разрастания микрорайона на 10 лет минимум.

Схемы расположения светильников и иных приборов могут быть разными — однорядными, двухрядными, односторонними и двухсторонними. Освещение дорог делают двумя способами:

  • светильники на опоре;
  • фонари, подвешенные на тросах.

В первом случае, когда ширина дороги составляет меньше 12 метров, расстояние от опоры до следующей может быть около 35 метров. Обычно расположение светильников при такой ширине улицы одностороннее. Если ширина составляет 18 метров, применяется двухрядная шахматная схема. Широкие трассы (32 метра) освещают прямоугольными шахматными схемами.

При наличии разделительной полосы на дороге между отдельными полосами движения машин применяется двухрядная схема. Светильники стоят на столбиках, каждый ряд освещает свою полосу. Приборы освещения на тросах обычно используют для улиц шириной менее 18 метров, размещая их с одной стороны.

Для освещения пешеходных переходов монтируют один прибор с каждой стороны. Зоны отдыха, парки рекомендуется освещать с учетом общего архитектурного облика города. Обязательно учитывается положение проводов для общественного транспорта, наличие иных контактных соединений.

Нормы освещенности уличного освещения ограничивают яркость светильников в установке под углами.

Угол наклона светильника должен быть 80 и 90 градусов от вертикали по направлению к дороге.

Максимальное значение яркости

Угол установки 80 град — 30 Кд

Угол установки 90 град — 10 Кд

на 1000 Лм светового потока светильника.

При освещении больших площадей и транспортных развязок светильники, установленные на опорах высотой 20 м и более, должны обеспечивать направление максимума силы света под углом не более 65 градусов от вертикали.

Яркость светильника под углом 80, 85 и 90 градусов от вертикали по направлению дороги не должна превышать предельных значений:

Угол установки 80 град — 50 Кд

Угол установки 85 град — 30 Кд

Угол установки 90 град — 10 Кд

соответственно на 1000 Лм светового потока светильника.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 55392, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 улично-дорожная сеть: Совокупность улиц, дорог, проездов, площадей и пешеходные пространства в пределах территории населенного пункта.

3.2 категория объекта: Градостроительная характеристика объекта улично-дорожной сети, определяемая значимостью объекта и его размещением в пределах территории населенного пункта.

3.3 дорога: Обустроенная и используемая для движения транспортных средств и пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.

3.4 улица: Пространство, полностью или частично ограниченное зданиями с одной или обеих сторон, с проезжей частью для транспорта, с пешеходными и велосипедными дорожками.

3.5 улица местного значения: Улица, обеспечивающая непосредственный доступ к зданиям и дворовым территориям с минимальным сквозным транспортным движением.

3.6 перекресток: Транспортный узел, в котором две или более дороги соединяются или пересекаются в одном уровне.

3.7 транспортная развязка: Место пересечения или разветвления двух или более дорог в разных уровнях с одним или более соединяющими съездами, обеспечивающими перемещение между этими дорогами.

3.8 конфликтный участок: Участок проезжей части, в пределах которого транспортный поток может разделяться на несколько направлений, пересекать пути движения других участников движения или в пределах которого изменяется ширина проезжей части.

3.9 участники движения: Лица, принимающие непосредственное участие в процессе движения — водители или пассажиры транспортных средств и пешеходы.

3.10 утилитарное наружное освещение: Стационарное освещение, обеспечивающее безопасное и комфортное движение транспортных средств и пешеходов на дорогах, улицах, велосипедных дорожках и в пешеходных зонах парков и скверов в темное время суток.

3.11 общая равномерность яркости; : Отношение минимального значения яркости дорожного покрытия к среднему.

3.12 продольная равномерность яркости; : Отношение минимального значения яркости дорожного покрытия к максимальному ее значению по оси полосы движения.

3.13 равномерность освещенности; : Отношение минимального значения освещенности на дорожном покрытии к среднему.

3.14 пороговое приращение яркости; , %: Мера слепящей блескости, характеризующая увеличение контраста между объектом и его фоном, при котором видимость объекта при наличии блеского источника света стала бы такой же, как и в его отсутствие.

3.15 участок со стандартной геометрией проезжей части: Участок дороги или улицы, проезжая часть которого представляет собой плоское прямоугольное полотно длиной определяемой стандартными условиями наблюдения.
Примечания

1 Стандартные условия наблюдения: глаз водителя расположен на высоте 1,5 м над уровнем дорожного покрытия и удален от точки наблюдения на расстояние, при котором линия зрения направлена в расчетную точку под углом (1±0,5)° к плоскости полотна дороги.

2 Для участков со стандартной геометрией проезжей части нормируют яркость дорожного покрытия.

3.16 участок дороги с нестандартной геометрией проезжей части: Участок дороги или улицы, имеющий отклонения от стандартной геометрии: повороты, развилки, въезды и съезды с эстакад, криволинейные (в плане и профиле) участки и др.
Примечание — Для участков с нестандартной геометрией проезжей части нормируют освещенность на дорожном покрытии.

3.17 коэффициент эксплуатации; : Отношение освещенности в заданной точке, создаваемой осветительной установкой (далее — ОУ) к концу установленного срока эксплуатации, к освещенности в той же точке в начале эксплуатации.
Примечание — Величина, обратная коэффициенту запаса.

Нормы освещения пешеходных пространств

Класс объекта по освещению

Освещаемые объекты

Еср, лк, не менее

П1

Площадки перед входами культурно-массовых, спортивных, развлекательных и торговых объектов

П2

Главные пешеходные улицы исторической части города и основных общественных центров административных округов, непроезжие и предзаводские площади, посадочные площадки общественного транспорта, детские площадки и места отдыха во дворах

П3

Пешеходные улицы; главные и вспомогательные входы парков, санаториев, выставок и стадионов

П4

Тротуары, отделенные от проезжей части дорог и улиц; основные проезды микрорайонов, подъезды, подходы и центральные аллеи детских, учебных и лечебно-оздоровительных учреждений

П5

Второстепенные проезды, дворы и хозяйственные площадки на территориях микрорайонов, боковые аллеи и вспомогательные входы общегородских парков и центральные аллеи парков административных округов

П6

Боковые аллеи и вспомогательные входы парков административных округов

Для удовлетворения требований к уличному освещению необходимо ответственно подходить к выбору уличных светильников. Они должны быть устойчивы к воздействиям окружающей среды: работать в широком температурном диапазоне, иметь защиту от влаги и пыли, отличаться простотой монтажа и длительным сроком эксплуатации и, что немаловажно, экономно расходовать электроэнергию.

Всем этим требованиям соответствуют уличные светодиодные светильники серии ДиУС и магистральные светодиодные светильники серии ДиУС-Ш, светильники серии ДиУС Магистраль производства компании «ПКФ «Транском».

Основные преимущества светодиодных светильников ДиУС и ДиУС-Ш:

· Высокая светоотдача

· Работают при температуре от -60 до +40 °С

· Низкое энергопотребление

· Вариативность способов крепления и легкий монтаж

· Не нуждаются в техническом обслуживании

· Срок эксплуатации до 25 лет

· Гарантия 5 лет

Остальные нормы:

  • Нормы освещения административных зданий
  • Нормы освещения образовательных учреждений
  • Нормы освещения офисов
  • Нормы освещения торговых залов
  • Нормы спортивного освещения
  • Нормы освещения основных цехов промышленных предприятий
  • Нормы освещенности производственных помещений автобаз, котельных, электропомещений

Нормы освещения для подземных и надземных пешеходных переходов

Освещаемые объекты

Еср, лк, не менее

Подземные пешеходные тоннели и переходы:

проходы

лестницы и пандусы

Открытые пешеходные мостики

Надземные пешеходные переходы с прозрачными стенами и потолком или застекленными стеновыми проемами:

проходы

лестничные сходы, съезды и смотровые площадки

Предисловие

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Всероссийский научно-исследовательский, проектно-конструкторский светотехнический институт им.С.И.Вавилова» (ООО «ВНИСИ»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 332 «Светотехнические изделия»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 ноября 2013 г. N 1360-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Ноябрь 2019 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на утилитарное наружное освещение и устанавливает классификацию и нормы освещения объектов улично-дорожной сети в пределах территорий городских и сельских населенных пунктов.
Настоящий стандарт применяют при проектировании и эксплуатации стационарных установок утилитарного наружного освещения.
Настоящий стандарт не распространяется на освещение автотранспортных тоннелей, территорий железнодорожного, морского, речного, авиационного транспорта и промышленных предприятий, открытых спортивных сооружений, а также архитектурное, ландшафтное, витринное, рекламное и охранное наружное освещение.
Методы расчета нормируемых параметров по ГОСТ Р 55708, методы измерений нормируемых параметров — по ГОСТ Р 55707.

Кто «зажигает» фонари, или как работает уличное освещение

Электроэнергия идет по линиям электропередач на трансформаторные подстанции, где напряжение тока понижается до 0, 38 Вт. Оттуда она поступает в распределительные устройства, а после — к осветительным приборам: диспетчер подает команду с пульта, и уличные светильники зажигаются.

Освещение крупных объектов (магистралей, мостов, эстакад) регулируется программным управлением, в котором задается время включения/выключения светильников с учётом времени года, продолжительности светового дня, климатических условий. В пасмурные дни работают датчики, подающие на пульт управления сигнал о том, что нужен дополнительный источник света.

Вы наверняка замечали, что вечернее освещение ярче ночного? Действительно, в разное время суток работают разные режимы освещения. Вечерний — самый яркий, а ночью часть приборов отключается, чтобы не работать вхолостую.

Если речь идёт о частной территории, то распределительное устройство (электрощитовая) устанавливается владельцем самостоятельно. Современные аппараты позволяют подключать датчики движения, фотодатчики, таймеры и пульт дистанционного управления — по сути, это уменьшенные копии городских распределительных устройств. Для ландшафтного освещения используют трансформаторы, понижающие напряжение до 12-24 В.

Наружное освещение: классификация светильников по ГОСТу Все светильники классифицируются по светораспределению и типу кривой силы света (КСС).

Световые потоки подразделяются на семь типов КСС:

К — концентрированные (0-15°);

Г — глубокие (0-30°, 180-150°);

Д — косинусные (0-35°, 180-145°);

Л — полуширокие (35-55°, 145-125°);

Ш — широкие (55-85°, 125-95°);

М — равномерные (0-180°);

С — синусные (70-90°, 110-90°).

Для каждой КСС характерна своя величина зоны максимальной силы света, которая учитывается при проектировании осветительных систем. Так, для освещения проезжей части монтируются приборы с широкой и полуширокой КСС, благодаря которым световой поток растягивается вдоль дорожного полотна, а у прожекторов преобладают типы К и Г.

Значение КСС не зависит от типа источника света (ДНаТ, ДРЛ, светодиод) — нужные параметры создаются с помощью отражателей, призматических стекол, вторичных и первичных оптических систем.

Светильники дополнительно классифицируют по типу условной экваториальной кривой силы света и типу светораспределения в зоне слепимости. КПД — от 65%. Энергоэффективность светодиодных светильников — не менее 65 лм/Вт, допустимый коэффициент — от 60%. Минимальное КПД светильников декоративного освещения — 50%.

Освещение парков и микрорайонов — уют и личная безопасность

В местах общественного отдыха сочетается три вида освещения с разным функционалом.

  • Утилитарное — приборы для освещения аллей, игровых, спортивных и развлекательных площадок, обеспечивающие хорошую видимость.

  • Декоративное — световые композиции, прожекторы и фонари, подчеркивающие красоту ландшафта и дополняющие архитектурный ансамбль.

  • Контурное — декоративная или сигнальная подсветка ступеней, лестниц, сооружений, фонтанов, клумб с помощью встроенных ламп.

Комбинируются они с учетом санитарных норм, климатических условий и концепции оформления. Свет должен быть комфортным и достаточно ярким для безопасных прогулок и хорошего обзора, но не ослепляющим.

Спальные районы — особая категория. Здесь важна личная безопасность. С одной стороны, надо обеспечить достаточную яркость проезжей части, с другой — снизить криминогенный риск, который в условиях плохой видимости увеличивается в разы.

Пешеход должен увидеть потенциального злоумышленника и своевременно распознать его намерения, что возможно только в условиях цилиндрической освещенности. Поэтому на территории микрорайонов, помимо горизонтальной, нормируется вертикальная, цилиндрическая, полуцилиндрическая или полусферическая освещенность на уровне человеческого лица.

Ещё каких-то сто лет назад темнота была привычным атрибутом ночи. Теперь наша планета на снимках, сделанных из космоса, светится паутиной электрической гирлянды. Пока учёные спорят, кто первым изобрел лампочку, шоссе и автомагистрали «разгораются» всё ярче и ярче, однако лампы накаливания не имеют к этому никакого отношения.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *